
Несколько лет назад Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 18 декабря Международным днем мигранта. Суть принятого документа в защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, нередко вынужденно оказавшихся вдали от дома в силу неблагоприятных обстоятельств на родине: политических, экономических, социальных.
Для России проблема миграции собственного населения и граждан бывших советских республик будет стоять еще очень долго. Затянувшиеся и маловразумительные реформы давно стронули с насиженных мест миллионы россиян. К тому же резкий демографический спад заставляет искать решение экономических проблем с помощью иностранной — бывшей советской, а также азиатской — рабочей силы. Прогнозируют потребность страны в десятках миллионов иммигрантов. И почти вся эта рабочая, а в дальнейшем, без сомнения, и политическая сила «пятой колонной» укрепится в России. Пока никак не регулируется законом количество и, главное, — КАЧЕСТВО привлекаемой рабочей силы. Нужны ли нам именно МИЛЛИОНЫ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ рабочих рук, или есть иные варианты?
Если расчеты потребности российской экономики в дополнительной рабочей силе основываются на сведениях от работодателей, то верить таким сведениям и расчетам можно лишь с большой натяжкой. Об этом говорят многие примеры даже в черте города Одинцово. Не раз приходилось видеть, как грязные, без спецодежды и рабочей обуви восточные жители (как, например, на снимках) копают в городе траншеи, грузят лопатами (!) глину в большие самосвалы, перемещают в тачках десятки тонн песка, глины и прочих стройматериалов — вместо строительной техники, на дефицит которой нельзя сейчас пожаловаться. Как будто на дворе не двадцать первый, а каменный век.
Мне могут возразить: мол, не силком же людей заставляют это делать — им предлагают работу и некие деньги, они работу делают и получают причитающееся. Согласен. Но всё это называется АЗИАТСКИМ СПОСОБОМ ПРОИЗВОДСТВА. Например, в перенаселенной Индии даже небоскребы порой строят без башенных кранов: тысячи людей-муравьев на своих спинах доставят нужный груз на нужную высоту. И всё это за спасительную ежедневную ЧАШКУ РИСА. Но там правительство таким способом старается хоть как-то поддержать собственное голодное население. К чему же нам эти методы работы?
Работодатель желает меньше потратиться на технику и рабочую силу — это с экономической точки зрения понятно. Но это не может быть только частным делом. Больше экономия для отдельного хозяина — больше общая потребность в притоке по сути малограмотных и неквалифицированных людей издалека. И больше головной боли — особенно в отдаленной перспективе — у государства: этих людей надо просто хоть как-то обустраивать, обеспечивать их интеграцию в российское общество, защищать элементарные права трудящихся да и просто — контролировать вероятные противоправные действия. Ведь озлобленный тем, что его где-то унизили или обманули, кочующий работяга рано или поздно выместит свою злобу на окружающем его обществе. Где-то на даче за шестиметровым забором трудно уследить за отношениями хозяина и наемных рабочих. Но полурабский труд в центре Одинцова, когда работодатель порой не удосуживается снабдить рабочих даже элементарными рабочими рукавицами — это вызов цивилизованному обществу. И дело местных надзорных органов — навести хоть какой-то порядок в этом вопросе.
В. Кузьмин
Фото Владимира Белко 29.06.2006
|