Главная Галерея История Культура МУЗЕЙ Общество Отдых Политика Природа Происшествия Спорт Экономика ВЫСОЦКИЙ «ИСКРЫ» БИБЛИОТЕЧКА «1Ф» КОНТАКТЫ
Реклама
[26.01.1996]   «Я ВИДЕЛ, КТО ПРИДЕТ ЗА МНОЙ...»

Газета «Круг друзей», № 1, 1996 г.

Рубрика «Наши даты…»

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Круг друзей», № 1, 1996 г. «Я видел, кто придет за мной...»; Журнал «Авторская песня» № 1, 1994 г. Анатолий Кулагин: «Нижегородская» песня Высоцкого».  ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Круг друзей», № 1, 1996 г. «Я видел, кто придет за мной...»; Журнал «Авторская песня» № 1, 1994 г. Анатолий Кулагин: «Нижегородская» песня Высоцкого».

 

     «Я видел, кто придет за мной...»

 

 

    Дом Высоцкого на Таганке отметил 58-й день рождения барда конкурсом, в котором участвовали авторы-исполнители, исполнители песен и стихов В. С. Высоцкого и произведений других авторов. 25 января по итогам конкурса в помещении центра-музея В. Высоцкого состоялся концерт «Я видел, кто придет за мной...» В нем выступили участники ассоциации «32 августа» Дмитрий Авилов, Алексей Кудрявцев, Игорь Белый, Александр Карпов и другие.

 

    Ход конкурса освещало радио «Ракурс» (1467 кГц). Родной театр Владимира Семеновича отметил его день рождения показом спектакля «Владимир Высоцкий» (25, 27 и 28 января), а театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского — постановкой «Роман о девочках» по одноименному произведению поэта.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Круг друзей», № 1, 1996 г. «Я видел, кто придет за мной...»; Журнал «Авторская песня» № 1, 1994 г. Анатолий Кулагин: «Нижегородская» песня Высоцкого».    Редакционно-издательский отдел государственного культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке» уже пятый год издает журнал «Вагант» (подписной индекс 40746), библиотеку «Ваганта» (индекс 40612) и приложения к журналу «Вагант».

 

    В журнале — материалы о судьбе и творчестве В. С. Высоцкого, его стихи и песни, проза, библиографические материалы. Каталоги, расшифровки выступлений, указатели, посвящения, рисунки и другие материалы, связанные с его жизнью и творчеством, публикуются в основном в приложениях к «Ваганту».

 

    В библиотеке «Ваганта» представлено творчество многих авторов — поэтов, бардов, писателей, критиков. Например, М. Львовский, С. Матвеенко, Л. Филатов, В. Туриянский, А. Якушева, Б. Заходер, В. Берестов...

 

    Купить кое-что из ранее вышедшего, свежее и многое другое можно в Нижнетаганском тупике, 3, где работает ГКЦМ В. Высоцкого, тел. (095) 915-75-78. Там же можно оформить подписку — вам все новое будут высылать почтой.

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Круг друзей», № 1, 1996 г. «Я видел, кто придет за мной...»; Журнал «Авторская песня» № 1, 1994 г. Анатолий Кулагин: «Нижегородская» песня Высоцкого».

 

    РЕДКАЯ фотография 1955 года. Перед выпускным вечером в школе. Владимир Высоцкий с друзьями на ВДНХ (слева направо): В. Акимов, В. Агеев, А. Якушев, В. Высоцкий и Р. Денисов — ребята из одного двора с Большого Каретного.

    Фото Р. Денисова (Фотохроника ТАСС)

 

 

 

    «Нижегородская» песня Высоцкого

 

    «Песня о Волге» («Как по Волге-матушке...») датируется различно — 1972 или 1973 годом. Она была написана для комедии «Необычайные приключения на волжском пароходе» (первоначальное название — «Авантюристы») — инсценировки К. Ласкари по одноименной повести А. Н. Толстого.

     Тематическое и стилевое влияние фольклорной традиции в этой песне очевидно. Но нам представляется, что оно дополнено конкретной литературной «подсказкой».

 

    Лирический гимн великой русской реке очень напоминает некоторые фрагменты дилогии П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах». Во втором романе есть эпизод, когда один из героев, Петр Степаныч Самоквасов, приехавший на Нижегородскую ярмарку, поднимается на Часовую гору, где находится кремль, и откуда открывается великолепная волжская панорама. Кремль напоминает ему времена стародавние, когда стены и башни служили оплотом русской земли, когда кипели здесь лихие битвы да молодецкие дела». Аналогичная картина есть и в романе «В лесах». Сравним у Высоцкого:

 

Волга песни слышала хлеще,

чем «Дубинушка», —

Вся вода исхлестана пулями врагов...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Что-то с вами сделалось,

города старинные,

В коих — стены древние,

на холмах кремли, —

Словно пробудилися

молодцы былинные...

 

    «То и дело взад и вперед, — пишет Мельников, — вверх и вниз по Волге, пыхтя черными клубами дыма, бегут пароходы». И вновь Высоцкий:

 

Лапами грабастая,

Корабли стараются —

Тянут баржи с Каспия,

Тянут — надрываются...

 

    Кстати, волжский пейзаж с идущими вверх по течению баржами — своего рода лейтмотив романа.

 

    В обоих романах перечисляются суда, плывущие по реке: это и «длинные расшивы», и «гусянки», и «неуклюжие ладьи» и т. д. Лаконичный поэт говорит об этом одной строчкой, тоже стилизуя названия судов: «Все суда с товарами, струги да ладьи...»

 

    Но вернемся к нижегородскому эпизоду. Он завершается поэтической заволжской панорамой «А за широким раздольем Волги иной широкий простор расстилается. Зеленые заливные луга... за ними ряды селений, а середи их белые церкви...» Похожую, вплоть до текстуальных совпадений, картину встречаем и в романе «В лесах». У Высоцкого — сходное ощущение волжских просторов: «...И на версты многие//3а крутыми тянутся//Берега пологие». Порой вместо «на холмах кремли» он пел «церкви да кремли». Кстати, кремль на холме — сугубо нижегородская деталь, и у Мельникова она акцентирована.

 

    Однако, сочиняя песню, Высоцкий вовсе не держал перед глазами раскрытый том Мельникова-Печерского. Есть интересное свидетельство Марины Влади на этот счет. «Ты лежишь с закрытыми глазами и едва успеваешь скороговоркой описывать все, что мелькает в твоем воображении, цветные картины с шумами, запахами и множеством персонажей, характер и внешность которых тебе удается передать в нескольких словах. Мы называем это «снами наяву». Обычно они предшествуют большому стихотворению, в котором почти всегда речь идет о России. «Кони привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге-матушке» были написаны под впечатлением таких видений». Вероятно, в памяти Высоцкого хранилась поэтическая картина, созданная писателем, тем более что в обоих романах она является лейтмотивом. Высоцкий, может быть подсознательно, перенес из дилогии в песню не только отдельные детали, но и общую атмосферу опоэтизированного волжского пейзажа. К тому же в Горьком он до этого бывал и замечательную панораму с кремлевского холма наверняка видел.

 

    Но знал ли он Мельникова-Печерского? Да, знал. А. Казаков, автор специальной статьи о Высоцком-читателе, сообщает, что поэт высоко ценил его творчество, был обладателем собрания его сочинений, подаренного ему в 1978 году составителем М. П. Ереминым. А. Казаков рассказывает, со слов М. П. Еремина, что идею своей песни «Кони привередливые» Высоцкий «вычитал» у Мельникова-Печерского. Поэт говорил: «Помните «На горах» — есть там такая сцена: едут на конях лесом, вдруг лес загорается, и кони выносят, спасают людей...»

 

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: газетные и журнальные публикации о жизни и творчестве (стихи, статьи, заметки, интервью, литературная критика, воспоминания, дневники, фотографии и др.). Газета «Круг друзей», № 1, 1996 г. «Я видел, кто придет за мной...»; Журнал «Авторская песня» № 1, 1994 г. Анатолий Кулагин: «Нижегородская» песня Высоцкого».    Сообщение не совсем точное: такой эпизод есть в другом романе — «В лесах». Но важно, что «Песня о Волге» и «Кони привередливые» написаны в одно время (и что описанный М. Влади процесс их создания идентичен).

 

    Влиянием Мельникова-Печерского можно объяснить в какой-то степени сам факт фольклорной стилизации в песне. Писатель привлекал Высоцкого своим знанием русской глубинки, быта, языка — тех национальных корней, к которым и автор «Песни о Волге» был столь внимателен.

  

    Анатолий Кулагин, кандидат филологических наук

    г. Коломна

 

    Журнал «Авторская песня» № 1, 1994 г.

 

    НА СНИМКЕ: М. Влади и В. Высоцкий во время поездки по Волге на теплоходе.

    Фото из архива М. Баранова (Москва)

 

 

 

 

 

Реклама
Главная   ::   Галерея   ::   История   ::   Культура   ::   МУЗЕЙ   ::   Общество   ::   Отдых   ::   Политика   ::   Природа   ::   Происшествия   ::   Спорт   ::   Экономика   ::   ВЫСОЦКИЙ   ::   «ИСКРЫ»   ::   БИБЛИОТЕЧКА «1Ф»   ::   КОНТАКТЫ   ::