Газета «Круг друзей», № 1, 1996 г.
Рубрика «Наши даты…»

«Я видел, кто придет за мной...»
Дом Высоцкого на Таганке отметил 58-й день рождения барда конкурсом, в котором участвовали авторы-исполнители, исполнители песен и стихов В. С. Высоцкого и произведений других авторов. 25 января по итогам конкурса в помещении центра-музея В. Высоцкого состоялся концерт «Я видел, кто придет за мной...» В нем выступили участники ассоциации «32 августа» Дмитрий Авилов, Алексей Кудрявцев, Игорь Белый, Александр Карпов и другие.
Ход конкурса освещало радио «Ракурс» (1467 кГц). Родной театр Владимира Семеновича отметил его день рождения показом спектакля «Владимир Высоцкий» (25, 27 и 28 января), а театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского — постановкой «Роман о девочках» по одноименному произведению поэта.
Редакционно-издательский отдел государственного культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке» уже пятый год издает журнал «Вагант» (подписной индекс 40746), библиотеку «Ваганта» (индекс 40612) и приложения к журналу «Вагант».
В журнале — материалы о судьбе и творчестве В. С. Высоцкого, его стихи и песни, проза, библиографические материалы. Каталоги, расшифровки выступлений, указатели, посвящения, рисунки и другие материалы, связанные с его жизнью и творчеством, публикуются в основном в приложениях к «Ваганту».
В библиотеке «Ваганта» представлено творчество многих авторов — поэтов, бардов, писателей, критиков. Например, М. Львовский, С. Матвеенко, Л. Филатов, В. Туриянский, А. Якушева, Б. Заходер, В. Берестов...
Купить кое-что из ранее вышедшего, свежее и многое другое можно в Нижнетаганском тупике, 3, где работает ГКЦМ В. Высоцкого, тел. (095) 915-75-78. Там же можно оформить подписку — вам все новое будут высылать почтой.

РЕДКАЯ фотография 1955 года. Перед выпускным вечером в школе. Владимир Высоцкий с друзьями на ВДНХ (слева направо): В. Акимов, В. Агеев, А. Якушев, В. Высоцкий и Р. Денисов — ребята из одного двора с Большого Каретного.
Фото Р. Денисова (Фотохроника ТАСС)
«Нижегородская» песня Высоцкого
«Песня о Волге» («Как по Волге-матушке...») датируется различно — 1972 или 1973 годом. Она была написана для комедии «Необычайные приключения на волжском пароходе» (первоначальное название — «Авантюристы») — инсценировки К. Ласкари по одноименной повести А. Н. Толстого.
Тематическое и стилевое влияние фольклорной традиции в этой песне очевидно. Но нам представляется, что оно дополнено конкретной литературной «подсказкой».
Лирический гимн великой русской реке очень напоминает некоторые фрагменты дилогии П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах». Во втором романе есть эпизод, когда один из героев, Петр Степаныч Самоквасов, приехавший на Нижегородскую ярмарку, поднимается на Часовую гору, где находится кремль, и откуда открывается великолепная волжская панорама. Кремль напоминает ему времена стародавние, когда стены и башни служили оплотом русской земли, когда кипели здесь лихие битвы да молодецкие дела». Аналогичная картина есть и в романе «В лесах». Сравним у Высоцкого:
Волга песни слышала хлеще,
чем «Дубинушка», —
Вся вода исхлестана пулями врагов...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Что-то с вами сделалось,
города старинные,
В коих — стены древние,
на холмах кремли, —
Словно пробудилися
молодцы былинные...
«То и дело взад и вперед, — пишет Мельников, — вверх и вниз по Волге, пыхтя черными клубами дыма, бегут пароходы». И вновь Высоцкий:
Лапами грабастая,
Корабли стараются —
Тянут баржи с Каспия,
Тянут — надрываются...
Кстати, волжский пейзаж с идущими вверх по течению баржами — своего рода лейтмотив романа.
В обоих романах перечисляются суда, плывущие по реке: это и «длинные расшивы», и «гусянки», и «неуклюжие ладьи» и т. д. Лаконичный поэт говорит об этом одной строчкой, тоже стилизуя названия судов: «Все суда с товарами, струги да ладьи...»
Но вернемся к нижегородскому эпизоду. Он завершается поэтической заволжской панорамой «А за широким раздольем Волги иной широкий простор расстилается. Зеленые заливные луга... за ними ряды селений, а середи их белые церкви...» Похожую, вплоть до текстуальных совпадений, картину встречаем и в романе «В лесах». У Высоцкого — сходное ощущение волжских просторов: «...И на версты многие//3а крутыми тянутся//Берега пологие». Порой вместо «на холмах кремли» он пел «церкви да кремли». Кстати, кремль на холме — сугубо нижегородская деталь, и у Мельникова она акцентирована.
Однако, сочиняя песню, Высоцкий вовсе не держал перед глазами раскрытый том Мельникова-Печерского. Есть интересное свидетельство Марины Влади на этот счет. «Ты лежишь с закрытыми глазами и едва успеваешь скороговоркой описывать все, что мелькает в твоем воображении, цветные картины с шумами, запахами и множеством персонажей, характер и внешность которых тебе удается передать в нескольких словах. Мы называем это «снами наяву». Обычно они предшествуют большому стихотворению, в котором почти всегда речь идет о России. «Кони привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге-матушке» были написаны под впечатлением таких видений». Вероятно, в памяти Высоцкого хранилась поэтическая картина, созданная писателем, тем более что в обоих романах она является лейтмотивом. Высоцкий, может быть подсознательно, перенес из дилогии в песню не только отдельные детали, но и общую атмосферу опоэтизированного волжского пейзажа. К тому же в Горьком он до этого бывал и замечательную панораму с кремлевского холма наверняка видел.
Но знал ли он Мельникова-Печерского? Да, знал. А. Казаков, автор специальной статьи о Высоцком-читателе, сообщает, что поэт высоко ценил его творчество, был обладателем собрания его сочинений, подаренного ему в 1978 году составителем М. П. Ереминым. А. Казаков рассказывает, со слов М. П. Еремина, что идею своей песни «Кони привередливые» Высоцкий «вычитал» у Мельникова-Печерского. Поэт говорил: «Помните «На горах» — есть там такая сцена: едут на конях лесом, вдруг лес загорается, и кони выносят, спасают людей...»
Сообщение не совсем точное: такой эпизод есть в другом романе — «В лесах». Но важно, что «Песня о Волге» и «Кони привередливые» написаны в одно время (и что описанный М. Влади процесс их создания идентичен).
Влиянием Мельникова-Печерского можно объяснить в какой-то степени сам факт фольклорной стилизации в песне. Писатель привлекал Высоцкого своим знанием русской глубинки, быта, языка — тех национальных корней, к которым и автор «Песни о Волге» был столь внимателен.
Анатолий Кулагин, кандидат филологических наук
г. Коломна
Журнал «Авторская песня» № 1, 1994 г.
НА СНИМКЕ: М. Влади и В. Высоцкий во время поездки по Волге на теплоходе.
Фото из архива М. Баранова (Москва)
|